Сергей КАЗНАЧЕЕВ
ЭТО ЗВОНКОЕ ЧУДО -ЧАСТУШКА
Каждый, кто хотя бы раз побывал на русской деревенской свадьбе, согласится, что своеобразного апогея это действо достигает на второй день гуляния. С утра, как поднимутся и опохмелятся заночевавшие гости, как приведут себя в порядок сватьи и кумовья, как только вынырнут из импровизированного брачного чертога слегка смущенные, но довольные и гордые собой молодые. - ко двору, где свершается свадебное торжество, подкатывают ряженые.
И хотя все главные здравицы и тосты, казалось бы, уже произнесены накануне, все ждут этого момента, ибо без него брачный ритуал будет соблюден не полностью. В самодеятельной театральной труппе обычно найдется место и бравому солдату, одетому хоть не по уставу, но вполне залихватски, и любвеобильной медсестре, вооруженной либо фанерным градусником, либо шприцем устрашающих размеров, готовой применять эти инструменты направо и налево, и отважному моряку в видавшей виды тельняшке, и словоохотливой до назойливости цыганке с внушительным бюстом. Сколько розыгрышей, сценок, шутливых диалогов и перепалок с гостями происходит в этот момент! Кардинально поправившим с утра здоровье гостям подносят новую чарку и начинается то, чего подспудно ждали все - и местные, и приезжие: гармонист растягивает мехи легендарной трехрядки и начинает звучать звонкое чудо из чудес - частушки...
Частушка... Загадочнее и удивительнее в народной поэзии, пожалуй, ничего и не найти. Яркая, точная, краткая, хлесткая, смелая и задорная, она стоит особняком в фольклорной традиции и не вмещается в привычные схемы и представления. Она непредсказуема и неожиданна как летний дождь, быстра и решительна, как вихрь. Чтобы спеть частушку, незачем кончать консерваторию, но если в сердце у тебя пустота, то как бы ты ни старался ничего не получится.
Концертная частушечная программа состоит как бы из двух частей - обязательной и произвольной. В первой непременно споют о двух цветочках, голубом да аленьком, о злосчастной сопернице, которой не помогут все ее ухищрения, о легкомысленном дроле и его залетке-вертихвостке, о незадачливых друзьях-приятслях, проворонивших вверенный им дизель, о неприступной свиду, но весьма легкомысленной куме, о теще, которая с огромным риском для своего здоровья пекла зятю свои знаменитые блинища. Время от времени частушечный поток перемежается не менее лихим припевом, подхватываемым всей свадебной компанией чем-нибудь вроде;
Топится, топится
В огороде баня,
Женится, женится
Мой миленок Ваня...
Не топись, не топись,
В огороде баня.
Не женись, не женись,
Мой миленок Ваня!
ИЛИ:
Эх, сад-виноград,
Зеленая роща.
Эх, кто ж виноват -
Жена или теща?
В произвольной части можно услышать частушки о чем угодно, ибо тема и содержание их ничем и никем не ограничено. Более того - как только в дело вмешивается цензура - как бы она себя ни проявляла, частушкам - погибель, они сникают, сереют, сходят на нет. И наоборот - там, где свобода, где свобода, раздолье баянным переборам, там - живет и дышит фольклорная, долетевшая до нас струя свежего народного слова.
Не всем по душе эти деревенские припевки: одни морщат нос, отворачиваются: дескать, фу, опять завели эту пошлость, у других наоборот - загораются глаза, отверзаются уши - они все внимание, все во власти песенной стихии. Но точно можно утверждать только одно, что равнодушных в этом деле не бывает: или ты принимаешь всей душой частушечное действо, либо - нет!
Другого, как, говорится, не дано.
Одно время было принято считать, что частушка, как форма народной поэзии возникла в 60-70-е годы XIX века, когда деревенский люд, воспользовавшись плодами реформы Александра II, потянулся в города, и стародавняя сельская община стала переживать период распада. Однако, согласиться с тем, что русская частушка так уж молода, довольно трудно. Еще в сборнике русских песен Кирши Данилова (XVII век) находим припевки, по размеру и настроению совпадающие с частушечной статью, например в тексте, озаглавленном "Стать почитать, стать сказывать". Кстати, очень долго нельзя было полностью опубликовать этот фольклорный памятник в открытой печати из-за предельной откровенности или, если угодно, непристойности некоторых его фрагментов.
Явное частушечное начало ощущается в стилистике и ритмике народных песен - от знаменитой "Камаринской" до не менее знаменитой "Вдоль по Питерской":
То не лед трещит,
Да не комар пищит -
Это кум до кумы
Судака тащит...
Большим знатоком этой фольклорной традиции, несомненно, был самый скандальный поэт Золотого века - Иван Семенович Барков, чья муза вдохновляла самого Пушкина, который, кстати, учился у Баркова свободе мировосприятия, раскованности и естественности интонации. Утверждают, кстати, что тот же Пушкин первым записал в Болдине слова русской частушки. Да если взглянуть на его стихи, особенно "Бесы" - "Мчатся тучи, вьются тучи...", как становится ясно, что русский гений превосходно знал и чувствовал стилистику озорной частушки. Вообще в поэзии есть жанр - стансы, в которых каждое четверостишье должно обладать смысловой законченностью и афористичностью; пожалуй, они наиболее близки к жанру частушки. Это, несомненно, чувствовал и Сергей Есенин, вспоминавший, что первые стихи сочинял в подражание частушкам, когда писал свое знаменитое:
Если крикнет рать святая:
Кинь ты Русь - живи в раю.
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою...
Но вернемся на свадьбу. Трудно назвать тему, которая была бы неподвластна самодеятельным певцам. В четырех (реже - шести или восьми) коротеньких строках исполнителю удается вместить целую жизнь, а то и судьбу своего народа. Четырехстопный хорей позволяет автору-певцу передавать любое настроение, любую ситуацию, любой оттенок чувства. Стремительная смена декораций, динамизм действия - эти качества не позволят расслабиться, уснуть, заскучать. Не зря к этому мобильному стихотворному размеру очень часто прибегают поэты, пишущие для детей:
Муха-муха Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла...
(К. Чуковский)
По фамилии Степанов
И по имени - Степан.
Из районных великанов
Самый главный великан...
(С.Михалков!)
Попробуйте напеть эти известные строчки на любой частушечный мотив, и вы легко убедитесь, что они точно ложатся на народную музыкальную основу.
Малый объем не мешает частушке стать выразительницсей философского мировоззрения и общественного темперамента:
Рыбка плавает в томате,
Ей в томате хорошо.
А вот я, едрена матерь,
Счастья в жизни не нашел,
В другой миниатюре уложилась вся история знаменитого героя-любовника Дон Жуана от легендарных любовных подвигов до неотвратимого возмездия за необузданность плоти - и здесь вроде бы боковая деталь - играющая гармонь лишний раз подчеркивает роль музыки в секретах обольщения:
Перетрахал полдеревни -
Повезли меня на суд:
Впереди гармонь играет,
Сзади трахнутых везут,
Виртуозным образом отражаются здесь самые экстравагантные события современной жизни вплоть до НЛО и негативных событий внутренней политики:
Над селом фигня летала
Серебристого металла.
Очень много в наши дни
Неопознанной фигни.
Но главным настроением остается все же оптимизм, вера в
всепобеждающие силы народа. Как тонко подметил Николай Константинович Старшинов, поэт-собиратель и сочинитель частушек. мужской образ из следующей припевки сродни гиганту славянского фольклора Микуле Селяниновичу:
У моей милашки ляжки -
Тридцать восемь десятин.
Без порток, в одной рубашке
Обрабатывал один.
Но вернемся на свадьбу, которая продолжает свой частушечный фестиваль. О чем бы ни пели самодеятельные артисты - главной темой, конечно же, будет любовь. Сам характер свадебного обряда располагает публику к эротическому настрою:
все-таки свадьба знаменует прежде всего начало узаконенной сексуальной жизни молодой пары. И это обстоятельство накладывает особый лирический отпечаток на поведение гостей. Не только невеста с женихом, но и их друзья-подружки как бы заряжаются любовной энергией: аромат плотской, чувственной любви витает над празднеством. И частушка в полной мере откликается на этот зов.
Такая направленность песенных миниатюр - их предельная откровенность, а порой и скабрезность часто становится преградой на пути к публикации частушек в печати.
Что сказать, вопрос этот непростой. С одной стороны, волны непристойностей, проносящиеся по нашим телеэкранам и газет-но-журнальным страницам, не могут не тревожить. Но с другой, необходимо отличать стремление к соблюдению приличий от ханжеских попыток запретить и закрыть целую линию мировой культуры. Ведь если быть последовательным, на том же основании нам пришлось бы отказать в публикации и многим античным памятникам, и книге Ф.Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", и "Симп-лициссимусу" Г. Гриммельсгаузена, и "Гавриилиаде" Пушкина, и заветным сказкам Афанасьева... Все-таки это - слишком дорогая цена за покой в ханжеской и чистоплюйной душе.
Можно, конечно, попытаться сгладить ершистые частушечные выраженьица, заменить слова более мягкими синонимами, но путь этот чреват опасностью: чаще всего стоит убрать одно слово и весь колорит, вся искренность и свежесть народного слова пропадают.
И уж тем более обречены на провал попытки конструирования частушек для идеологических надобностей. Как в советские времена чужеродно выглядели бодрящиеся подделки про благополучие колхозной жизни, так и ныне искусственные сочинения, которыми пичкал своих избирателей Константин Боровой на позапрошлых выборах, звучали вымученно и коряво.
И это при том, что в принципе частушка отнюдь не чужда сатирического осмысления политических и государственных бонз. Только критикует их она не в угоду иному кандидату на получение синекуры и в вину ставит не телесные изъяны (за это народ любого готов пожалеть), а за тот урон, который наносит России их с позволения сказать деятельность.
Что же ты наделала
Голова с проталиной:
Всю Россию развалил,
А свалил на Сталина.
Но сколько бы ни длилось свадебное веселье, всему приходит конец. Над селом сгущаются сумерки. В доме гремят посудой помощницы хозяйки. Гармонист бережно укладывает гармошку в футляр, устало разминает пальцы, утомившиеся в безостановочном вихре праздника.
Прощай, частушка! А вернее - до скорого свидания, потому что пока в народе живет острая потребность в таком вот творческом самовыражении, тебя не погубить, не заглушить причивязчивыми руладами популярных мелодий, не раздавить идеологическим прессом агитпропа, не вытеснить заимствованными на Западе ритмами рок-певцов. Ты ценна сама по себе, ибо помогаешь нашему народу осознавать себя как нацию, как этнос, как живую ветвь в многообразном сообществе народов планеты.
Кстати сказать, недавним подтверждением "неувядаемое" частушки для меня лично стала видеокассета с детского утренника, которую принес из школы мой сын Павлик. К празднику для родителей ребята подготовили множество сюрпризов, и самым ярким из них стало исполнение ими... самых настоящих частушек, посвященных казусам их учебы и отдыха:
Мокрым веником Марина
Так и хлещет Аню
Генеральная уборка,
Превратилась в баню...
А раз новое поколение граждан России выбрало не пепси, а русскую песню, у нас с вами еще не все потеряно.
__________________________________________________________________________________________________________
На главную страницу журнала "Поэзия" 1 номер 2000 год