Михаил ШАПОВАЛОВ

КОРОЛЬ ПОЭТОВ


Часть вторая.

Глава первая-вторая.



Революция и последовавшая за ней гражданская война не могли не задеть Эстонии. В феврале 1918 года была провозглашена независимая Эстонская демократическая республика. Но уже в ноябре в Нарве объявили о создании Эстонской советской республики. "Красные" эстонцы попытались свергнуть "демократов" силой оружия, но им не удалось. При участии Русского корпуса (ядро будущей сверо-западной армии генерала Юденича) "демократы" выбили красных" из всех населеных пунктов и отогнали их к Петрограду. Известное изречение гласит: "Когда говорят пушки - Музы молчат". Однако к Северянину оно оказалось неприменимо, за 18 год им написано более ста стихотворений. Как же чувствовал себя Игорь Северянин в смутное время?


Отрадно сознавать, что хлеба
Нам хватит вплоть до сентября,
Что эстов возлюбило небо,
Их плодородием даря,
И как ни хмурься Мефистофель,
Какие козни им не строй,
У них неистощим картофель:
Так здесь налажен жизни строй.


Поэта можно понять. "Нам хватит" - означает: есть чем прокормиться - матери Наталии Степановне Лотаревой, гражданской жене - актрисе Марии Васильевне Домбровской, ему, (Игорю Северянину, не исчерпавшему творческой энергии). Важно подчеркнуть: Игорь Северянин не считал себя эмигрантом. Он говорил: "Я дачник с 1918 года". Он был уверен, что "дачное" пребывание в Тойла временно. Когда пройдет полоса гражданских и межнациональных войн, когда в России жизнь упрочится и установится твердый мир - он вернется в Петроград! Он не знал, что в Петрограде его уже зачислили в нежелательные авторы. Александр Блок записывал в дневнике: "Издательство в Смольном завалило типографию заказами брошюр, запретило печатать И. Северянина... Меня пока не тронули".

Первое публичное выступление Игоря Северянина в Эстонии состоялось в Таллинне 22 марта 1919 года в Русском театре. Концерт начался одноактной пьесой Стаховича "Ночное" во втором отделении выступили - скрипач Буллерман, исполнители романсов Волконская и Ганзен, Северянин прочел "поэзы", Коншин - рассказы.

В это же время Игорь Северянин знакомится с эстонскими поэтами Хенриком Виснапуу, Марие Ундер, Иоханнесом Семпером и другими. Благодаря их поддержке в Тарту был объявлен поэзовечер Северянина.

Он прошел с успехом. В заключение эстонские писатели и художники устроили ужин в честь русского поэта, на котором присутствовали представители общественности города. Вечер расценивался в печати как значительное культурное co6ытие. Лектор университета Борис Правдин написал стихи посвященные поэту:


С тех пор, как Игорь Северянин
Наш тихий город посетил,
Грущу о нем, раздумьем ранен,
Как я давно уж не грустил,


С Борисом Правдиным у Северянина установились долгие дружеские отношения. Из эстонских собратьев ближе других стал ему Хенрик Виснапуу. В августе-сентябре 1919 года они увлеченно работают в Тойла. Северянин переводит сборник стихов Виснапуу "Amores", а Виснапуу - в свой черед выполняет переводы северянинских стихов на эстонский.

Связь с Тарту (прежде Дерпт. Юрьев) многое дала Северянину. Здесь он неоднократно выступал, с восторгом принимаемый публикой.

В тартуском издательстве "Одамес" вышли три сборники стихов Игоря Северянина: "Creme des violettes" (1919), "Pul"(1919), "Вервэна" (1920).

В сборнике "Вервэна" Игорь Северянин в сатирически пишет о главе Временного правительства А.Ф.Керенском:


Посредственному адвокату
Стать президентом - не удел,
Он деловито шел к закату,
И вот дойдя -он не у дел.

Напрасно чванилась Самара:
"Волжанин стал почти царем."
Он поднимался, как опара,
А лопнул мыльным пузырем


Тут же стихотворение о Ленине, настоявшем на заключении Брестского мира 3 марта 1918 года:


Его бесспорная заслуга
Есть окончание войны.
Его приветствовать, как друга
Людей, вы искренне должны.

Я -вне политики, и, право,
Мне всe равно, кто б ни был он.
Да будет честь ему и слава.
Что мир им, первым, заключен!


Вообще 1919 год, коим помечены большинство стихотворений "Вервэны", передан поэтом впечатляюще:


Царь Голод и процессии гробов,
Пир хамов и тяжелые кончины,
И притесненья солнечных умов,
И танки, и ньюпор, и цеппелины,
И дьявол, учредивший фирму Крупп,
Испанская болезнь,холера, круп -
Все бедствия, притом не без причины...


А его "Поэза упадка" свидетельствует об изменившемся отношении Северянина к тому недавнему прошлому, чьим выразителем в какой-то мере был он сам. Теперь он называет Петербург - Содомом и Гоморрой.

К 1920 году отношение Игоря Северянина к Эстонии углубляется, становится более весомым в плане постижения. Поэт впервые посетил Тойла в 1912 году. В военные годы, в летние месяцы, он уже подолгу жил в Тойла, отдыхая от турне по российским городам и плодотворно работая над стихами. Должно, впрочем, сказать, что Эстония, как часть России, воспринималась им из Тойла поначалу поверхностно, преимущественно как ряд пейзажей. Естественная благодарность к "краю благословенному" за то, что он приютил его и близких в период революционного разгула подтолкнула поэта к осмыслению той роли, какую начинает играть Эстония в его судьбе. В "Письме из Эстонии" он говорит:


Ты, край святого примитива,
Благословенная страна.
Пусть варварские времена
Тебя минуют. Лейтмотива
Твоей души не заглушит
Бэдлам всемирных какофоний.

Ты светлое пятно на фоне
Хаосных ужасов.
И путь держав великих
С политикою вепрей диких
Тебе отвратен, дик и чужд:
Ведь ты исполнен скромных нужд...


Но русский поэт не может жить только "скромными нуждами", есть сердечная привязанность к Родине, в чем сравнительно скоро Игорь Северянин убедится на собственном печальном опыте.

2 февраля 1920 года в Тарту был подписан мирный договор между Советской Россией и Эстонской республикой. Эстонские власти разоружили армию Юденича и расформировали ее. Границы становились строгими. Трудно сказать, остался ли Игорь Северянин и далее в Эстонии, если бы не важные перемены в его личной жизни. Поэт влюбился в дочь тоЙЛМ плотника Фелиссу Круут.

На вечере, проходившем в помещении пожарной команды она читала стихотворение Фридеберта Тугласа "Море" (по-эстонски) и отрывок из Гоголя (по-русски). Ей дружно рукоплескали. По окончании выступления, к Фелиссе подошел Северянин чтобы выразить ей свое восхищение. Она была высокая, статная, на молодом лице выделялись глаза цвета балтийской волныю Позднее, как рассказывали старожилы Тойла, "петербургского дачника" и Фелиссу Круут стали часто встречать в парке вблизи дворца миллионера Елисеева.

С 1921 года Игорь Северянин начинает поездки за рубежи Эстонии. 25 января состоялся его поэзоконцерт в Риге. Третьяков в заметке "О красивой галантности" писал: "декламация Игорем-Северяниным своих стихов отдает цыганским романсом и дешевит его строки. Но в принципе против такого чтения ничего нельзя возразить, ибо мелодия, слышимая в каждому сама напрашивается на мотив" ("Сегодня", Рига, 27 января)

Весной Северянин опять посетил Ригу, после выехал Литву, чтобы дать концерты в Ковно, тогдашней столице, и в Шауляе. Его сопровождала Мария Васильевна Домбровская.

Летом 1921 года берлинское издательство "Москва" выпустило сборник Игоря Северянина "Менестрель". Роман Гуль писал: "Можно дивиться беспомощности и бездарности вышедшей книги И.Северянина. Прежде всего, о чем она? Каковы ее темы в наше невероятное, трагическое время? Она - о "булочках и слойках"... страшно зa поэта, когда среди "булочек", "поленьев", "грезотортов" и "сена" он вновь "самопровозглашается" и "коронует" себя".

Не везло поэту с критикой! Она решительно не желала замечать меняющегося Северянина. Откуда у Романа Гуля такой перехлест? Не от голодного ли времени? "Менестрель" интересен не кондитерскими избытками, а серьезными раздумьями и перепадами чувств автора. В программном для книги стихотворении "Увертюра к Т. ХП" он заявляет:


Пой, менестрель!
Пусть для миров воспетья
Тебе подвластно все!
пусть в песне - цель.
Пой, менестрель двадцатого столетья.
Пой, менестрель!
Пой, менестрель, всегда бездомный нищий,
И правду иносказно освирель...
Песнь, только песнь - души твоей жилище!
Пой, менестрель!


В сборнике обращает на себя внимание "Поэза об Эстонии" - лирический гимн республике. Она - "оазис в житейской тщете?. Для Северянина близки отныне имена героя национального эпоса Калевича и эстонских поэтов-современников: Лийва, Ридала, Суйтса, Энно. Он предсказывает безоблачное будущее новой стране:

Такая она трудолюбца,
Что сможет остаться собой.
Она - голубая голубка,
И воздух она голубой.


А в "Поэзе причины бодрости" нельзя не видеть строфы, обращенной к России -

А то, что от нас на востоке,
Почти не подвластно уму,
Но веришь в какие-то сроки,
Не зная и сам почему.


Знаменательна эта обмолвка, "но веришь...".

Сатирический дар Северянина проявляется в броских зарисовках с натуры. Не щадит поэт своих соотечественников за их бездуховность, за их неумение жить по-человечески ("Поэза для беженцев"). В "Поэзе о знатной даме" лиричность чеховской "Дамы с собачкой" как бы выворачивается наизнанку, женский характер показан во всей его неприглядности. Образ генерала-националиста, пьяницы и бахвала, дан в стихотворении "Г-н Цап-Царап".

"Менестрель" заканчивается на мажорной ноте. Под новый, 1920 год Игорь Северянин в "Лэ VI" писал:

Вновь соловьи разливно запоют.
Придет любовь из своего изгнанья,
Вернется об руку с Искусством Знанье,
Все обновленной жизнью заживут,

Все обновленной жизнью заживут,
Без злобы, без убийства и без лени;
И не орудий будет слышен гуд,
А гуд труда, любви и наслаждений.


В этих простых строках поэт выразил не только свою мечту, в них воплощены чаяния миллионов людей в залитой кровьью России и обескровленной Европе.

В сентябре Северянин пять раз выступал в ресторане "Mon repos". Как отмечалось в "Последних известиях": "Поэт был таки поднят "народом на щит" - публика отдала ему должное."

Тогда же, по-видимому, произошел его разрыв с М. В. Домбровской, которую он назвал в посвящении к "Громокипящему кубку" - "моей тринадцатой и, как Тринадцатой, последней". Они прожили вместе шесть с половиной лет.

В 13 ноября тихо скончалась мать поэта, Наталья Степановна Лотарева, урожденная Шеншина.

Боже! Господи! Великий и милостивый
Дай пожить ей и смерть отсрочь,
Не отнимай у меня моей матери, -
Не превращай моего дня в ночь...


Это четверостишие из стихотворения достаточно говорит о сыновних чувствах Игоря Северянина. Мать поэта похоронили на тойласком кладбище.
21 декабря в Успенском соборе в Тарту Игорь Северянин венчался с Фелиссой Круут. 1921 год был в судьбе поэта переломным. Меняются его политические устремления, о чем свидетельствуют его новые стихи. Налаживаются его связи с соседними странами. Принял эстонское гражданство. Нельзя сбросить со счетов того весомого факта, что, женившись на эстонке Северянин из "петербургского дачника" превращался в жителя Тойла.



На главную страницу журнала "Поэзия" 1 номер за 2000 год


Используются технологии uCoz